Коммуникативная методика
Священная корова коммерческого преподавания английского языка
Что вы думаете о коммуникативной методике? Пробовали? Вам понравилось?
Настало время покуситься на священную корову коммерческго образования — коммуникативную методику (communicative approach), коммуникативный подход (далее Мегаметодика). Она сейчас настолько популярна, что студенты в запросах ищут учителей «преподающих по коммуникативной методике», и сами репетиторы в объявлениях выделяют «использую только коммуникативную методику как наиболее эффективную».
Вот рекламные объявления репетиторов на Авито:
Понятно, что если все через одного упоминают какое-то явление, то спрос на него определённо есть!
Что же из себя представляет это Коммуникативная методика?
Я выделила 2 основных принципа. Все они строятся в основном на отрицании предыдущих педагогических подходов:

1. Отказ от языка-посредника. Используется только изучаемый язык, жесты, картинки.
2. Усвоение грамматики и языковых структур в контексте речи. Отказ от проработки грамматических конструкций

Давайте детально разберём эти принципы и посмотрим на них с критической точки зрения.
Без перевода
Представьте, что вы хотите записать ребёнка на плавание. Вы читаете рекламный буклет где говориться: мы не объясняем технику, мы сразу бросаем ребёнка в воду, где он просто вынужден научиться плавать, чтобы не утонуть. Вы отдадите своего ребёнка в эту школу плавания?

Вот выдержка из статьи одной известной школы про Мегаметодику:
Больше всего мне здесь нравится выражение «заставляет начинать», как будто речь идёт об исправительно-трудовой колонии, а не о языковых курсах, куда люди приходят по собственной воле и приносят свои деньги. Почему нужно разрушать тот единственный мостик, который проложен между тем что знакомо и тем что незнакомо? Нам отвечают: чтобы не привязываться к родному языку и сразу приобретать привычку «думать на английском».

Как же это работает на практике? Никак. В сети я наткнулась на опыт учителя курсов, который старался изо всех сил применить данную систему на практике. Цитирую:

Приходит на занятие ученик. И я с радостным видом начинаю с ним достаточно простой диалог: «Как дела?» и прочее. Ученик кидает на меня взгляд, полный непонимания, и скромно просит: «Пожалуйста, переведите, что вы сказали. Я ничего не понял».

Адепты Мегаметодики рекомендуют использовать жесты, картинки, рисунки. Учитель из учителя превращается в мима, художника, актёра. Но результаты очень скромные. Если бы можно было общаться с помощью жестов и картинок, люди никогда бы не изобрели звуковую и письменную речь.
Да, когда на картинке изображено яблоко, трудно принять его за что-то другое, но как изобразить более абстрактные понятия?

Вот что пишет тот же блогер:

Я попала в интересную ситуацию и в школе английского для детей. Местный директор убеждал меня, что, объясняя ученикам новые слова, можно делать что угодно: рисовать, показывать жестами, изображать собаку/кошку/зайца, но только не произносить его русский аналог. На третьем занятии нам попалось нечто абстрактное: что-то вроде «дружба». Я, применив весь свой творческий потенциал, взялась рисовать детей, держащихся за руки. Ученики начали угадывать. Какие только варианты не были озвучены: мир, любовь, семья.

В связи с этим возникает ещё одно интересное сравнение: если вы хотите изучать китайский язык с нуля и вам предложат метод "полного погружения" без единого русского слова вы бы согласились пойти на такие курсы?
Без грамматики
Ещё одним постулатом Мегаметодики служит принцип «Грамматика не самоцель», как будто изучение языка сводится только к грамматике. На практике это ведёт к тому, что грамматический материал подаётся мимоходом, едва касаясь, в контексте речи и совершенно не закрепятся. Всё это преподносится под соусом: «ах, зачем учить эту скучную грамматику, дети же её не учат и говорят правильно», что является лукавством и передёргиванием фактов, так как неправомерно сравнивать мозг взрослого человека или ребёнка школьного возраста с мозгом младенца. У первых уже есть в голове устойчивые нейронные связи и шаблоны по которым работает родной язык, у последних же мозг как чист как белый лист офисной бумаги.
Грамматика должна быть объяснена, понята, проработана путём выполнения многочисленных упражнений, именно тогда она не будет предметом неврозов и комплексов, а перейдёт в область бессознательного.

Чем ещё характерна Мегаметодика?

«Никакой зубрёжки!» - обещают нам рекламные призывы онлайн-школ - «запоминаем слова в контексте». Тогда можно просто включить любой зарубежный канал и «запоминать слова в контексте». Зачем посещать курсы? То что называют «зубрёжкой» есть неотъемлемая часть обучения. Наш несовершенный мозг не запоминает никакую информацию с первого раза за редким исключением (исключения это радостная или шокирующая информация), поэтому многократное повторение является залогом прогресса в обучении. Чем больше сеансов повторения, тем лучше запомнится материал.

На разных сайтах можно прочитать плюс минус одну и ту же информацию о возникновении этой методики. Была разработана в 70е годы в Великбритании. В сухом остатке это не что иное, как обучение на слух, что не является чем-то новым и использовался человечеством ещё в дописьменную эпоху, когда не было никакого понятия о структуре языка.

Можно услышать ещё один аргумент от адептов самый хлёсткий и самый бездоказательный. Помните как в анекдоте? «Вы не любите собачек? Просто вы не умеете их готовить». Так вот, вы просто не владеете Мегаметодикой, учителя, вы не умеете по ней преподавать! На это можно возразить в том же стиле: вам не нравится грамматико-переводной метод? Вы просто не владеете техникой преподавания! И, кстати, покажите мне учителя, который добивался больших результатов только используя коммуникативный подход! Наверняка он использует в своей программе чем-то ещё.

Помните сказку Андерсена про голого короля? Все дебаты вокруг данного явления напоминают эту сказку. А ещё поговорку про мышей которые кололись, но ели кактус. Неудобно всем: учителям, которые на уроке сочетают роль актёра, театрального мима, художника-передвижника и студентам, которые ничего не понимают, каждый в голове рисует что-то своё и обещанная радость обучения превращается в стресс и разочарование.

Люди, которые пришли с минимальными знаниями возможно после курса что- то и уносят с собой, но это, как правило, минимум разрозненных плохо усвоенных знаний. Мегаметодика имеет право существовать, но не как самостоятельная единица, а в комплексе с другими педагогическими приёмами где, да, учат и слова и грамматику и занимаются переводом в разумных пределах.

Больше об изучении английского языка здесь:
Простые советы для тех кто учит английский самостоятельно
Исчерпывающий список разговорных фраз на английском для повседневного общения и светской беседы

Запишитесь на пробное занятие

Узнайте свои сильные и слабые стороны .
Это бесплатно.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности